0руб.

Особенности укладки тротуарной плитки под автомобиль

Стоянка под личный автомобиль перед въездом в гараж или во дворе нередко устраивается из брусчатки или тротуарного камня. Это красиво, практично и относительно недорого. Технология проведения монтажных работ при этом достаточно проста, чтобы выполнить все работы самостоятельно без привлечения наемных работников.


Технические требования к материалам и основанию

По технологии любые площадки с тротуарной плиткой или брусчаткой укладываются на основание из песчано-гравийной подушки. В случае с парковочным местом и подъездом к гаражу практикуется усиленный вариант. Здесь пирог покрытия структурно выглядит следующим образом:

  • смесь гравия и песка;
  • гравий средней фракции;
  • мелкофракционный гравий;
  • песок;
  • цементно-песчаная прослойка;
  • финишное покрытие.

Каждый слой сыпучего материала и дно котлована в обязательном порядке тщательно утрамбовывается. Ручной самодельный инструмент здесь использовать не рекомендуется, так как эффективность сравнительно со специальным оборудованием заметно ниже. Кроме того, на каждом этапе стоит соблюдать ровность относительно плоскости – так формируется равномерное по структуре и составу покрытие, которое длительное время будет сохранять заданную форму.

Толщина прослоек и их количество различается в зависимости от веса транспорта, что будет стоять на площадке. Так, для грузового авто и машин массой более 3,5 тонн требуется устройство всех вышеперечисленных слоев с такими параметрами (высота указана с учетом выполненной утрамбовки):

  • 100 мм – гравий размером 5-20 мм и крупный песок;
  • 300 мм – гравий крупной фракции (10-40 мм);
  • 100 мм – мелкофракционный гравий или щебень;
  • 40 мм – крупнофракционный песок;
  • 30-50 мм – цементно-песчаная смесь.

Если планируется монтаж стоянки под легковой автомобиль весом менее 3,5 тонн, то от первой прослойки можно отказаться. Последующие слои соблюдаются в той же последовательности с соблюдением соответственно таких значений толщины: 300 мм, 50 мм, 40 мм и ЦПС.

Выбор финишного покрытия также зависит от весовой нагрузки. Здесь за условный расчетный показатель принимается 1 тонна. Так, под лёгкий транспорт допустима укладка природного или искусственного камня толщиной 60-70 мм, для надежности рекомендуется рассматривать коллекции высотой 80 мм. С большей нагрузкой отлично справляются вибролитые и вибропрессованные образцы, толщина которых составляет 100-120 мм. Если транспорт весит более 2-х тонн, то нужно выбирать брусчатку.

Размер отдельного модуля также выбирается с учетом нагрузки. Чем выше вес авто, тем меньше должны быть элементы покрытия. Рекомендуемые габариты плитки или брусчатки ограничены сторонами 500*500 мм.

Общие требования к стоянкам

Песок рекомендуется использовать речной с неровными гранями. То же касается гравия – щебень отличается гладкостью и округлыми формами. Последнее способствует при любом уровне уплотнения засыпки образованию пустот. Они являются главной причиной разрушения минеральных компонентов, проседания подушки и последующей деформации декоративного полотна. Подобная отделка служит заметно меньше, чем качественно выполненная работа.

Все требования к частной парковке носят рекомендательный характер, так как четкий регламент отсутствует. Однако, каждый пункт проверен на практике, отклоняться от этого не стоит:

  • Прослойки. Каждый слой выполняет свою функцию: дренаж, амортизация, в различной степени стабильность и распределение точечной нагрузки по плоскости. Минеральный пирог в результате отводит влагу, предотвращает затопление и вымывание песка при повышении уровня грунтовых вод, компенсирует сезонное пучение грунта. Главное – декоративное покрытие под давлением авто, при изменениях климата не будет смещаться, деформироваться и разрушаться длительное время.
  • Плотность укладки. Максимальная плотность – требование не только к минеральной подушке. Между декоративными элементами также важна минимизация пустот. Тепловое расширение для каменной отделки не характерно, поэтому в случае с небольшой площадкой перед гаражом в деформационных швах нет нужды.
  • Ровная плоскость. Если во время монтажа допущены впадины или выступы, то они станут причиной разрушения полотна. Причина в том, что на таких участках увеличивается сопротивление камня к весовой нагрузке на фоне общего покрытия. В результате впадины станут расширяться и углубляться, а выступы – разрушаться и дестабилизировать отделку в целом.
  • Бордюр. Ограничивающий элемент необходим для автомобильной стоянки. ЖБИ справляются с высокой механической нагрузкой, поэтому способны сохранять неподвижность покрытия при условии его правильного монтажа. Если допущены пустоты и присутствуют швы между плиткой/брусчаткой, то бордюры со временем отклоняются или разрушаются под давлением полотна. Относительно высоты – для удобства чистки парковки от снега, для визуального эффекта и с технической точки зрения лучше выбирать образцы с возвышением над общей плоскостью стоянки до 140 мм. Больше не стоит, чтобы исключить повреждение бампера.

Облицовочный материал должен быть высокого качества. Определить это визуально можно двумя способами. На срезе камня хорошо видна структура: вкрапления и пустоты (поры). Их отсутствие указывает на хорошее качество продукта. Второй метод позволяет определить механическую прочность поверхностного слоя. Для проверки достаточно потереть два камня друг о дружку – в результате не должно образоваться борозд, которые говорят о "слабости" покрытия.

Поэтапный монтаж

Перед началом монтажных работ нужно подготовить песок. Он подлежит просеиванию с целью устранения биологических примесей. Кроме цемента и минеральных компонентов понадобится геотекстиль с односторонней пропускной способностью по отношению к влаге. Полотно способствует упрочнению грунта и подушки, предотвращает прорастание травы между элементами покрытия. Бордюры можно приобрести из одной коллекции с выбранной плиткой или брусчаткой либо изготовить самостоятельно из бетона с каркасным армированием.


Подготовка основания

Место под частную стоянку авто размечается с учетом ширины транспортного средства. Нужно соблюсти запас для свободного перемещения человека рядом с машиной, лучше с обеих сторон. Обычно соблюдается ориентир на 2,2 метра. Протяженность также определяется – добавляются подход к багажнику и возможность открыть ворота.

Для разметки используются традиционно колышки и прочная нить. Веревка должна быть достаточно устойчивой к натяжению, чтобы она не провисала. Такой ориентир используется как для обозначения периметра площадки, так для обозначения высоты каменной кладки. Колышки устанавливаются с шагом порядка 1,5 метров.

Далее выполняется ряд следующих действий:

Земляные работы

Котлован выкапывается на глубину 300-350 мм. Если планируется укладка камня вровень с грунтом, то углубление должно быть равным сумме всех прослоек и толщины камня. Здесь же рекомендуется сразу формировать ровную плоскость с небольшим уклоном для естественного отведения дождевой и талой воды с поверхности. Дно котлована уплотняется и заливается водой для дополнительной усадки земли.

Установка бордюров

Для фиксации ограждающих элементов практикуется два способа: с использованием минеральной засыпки либо с помощью бетонного раствора. В первом случае практикуется установка временных либо постоянных подпорок.

Выбирая второй вариант, нужно заранее подготовить траншею, минеральную подушку и слой бетона толщиной 3,-50 мм. Есть иной подход, исключающий выкапывание отдельного канала и дополнительные работы – формирование небольшого углубления непосредственно в дренажном слое под основную отделку. Между ЖБИ соблюдается зазор в 5-10 мм для их скрепления между собой с помощью раствора ЦПС. Также соблюдается уклон на 3-5 градусов в сторону от полотна.

Устройство дренажа

С целью окончательного выравнивания основания, его уплотнения создается слой утрамбованного песка толщиной 30-50 мм. Поверх него настилается геотекстиль с выводом краев на стенки котлована с запасом в 300 мм. Если требуется укладка двух и более полотен, то кромки кладутся внахлест шириной 80-100 мм. Далее формируется гравийная прослойка, которая также накрывается геотканью.

Монтажная подоснова

Создается песчаная подушка, высоту которой можно увеличить до 50-70 мм. Чтобы добиться максимальной плотности, прослойка периодически смачивается во время трамбования. Далее поверхность засыпается сухой смесью песка с цементом с пропорцией компонентов 4 к 1. Здесь также выполняется уплотнение. Дополнительно готовую подоснову нужно выровнять с помощью строительного правила.

Реже вместо высокой песчаной подушки и сухой ЦПС заливается полноценная бетонная стяжка. Это актуально для тяжелого транспорта, так как такое основание дольше служит и лучше справляется с большими нагрузками. Но здесь важно организовать правильное отведение воды от монолита. Практикуется добавление в раствор дробленого асбеста и деревянных щепок с расстоянием между "вкраплениями" порядка 3 метров.

Также предусматривается армирование сеткой из металлических или стеклопластиковых стержней. Выбираются прутья диаметром 8 мм, для связки применяется вязальная проволока или пластиковые стяжки. При этом минимальный слой бетона должен составлять 30-40 мм.

Укладка камня

Финишная отделка стоянки проводится в солнечную погоду, так как увлажнение основания недопустимо до ввода парковки в эксплуатацию. Цементированная поверхность должна быть без каменьев и прочего мусора, поэтому ходить по ней нельзя. Поэтому укладка камня проводится в направлении от бордюра. Порядок монтажа мастерами практикуется в трех вариантах:

  • от периметра к центру;
  • от угла до угла;
  • от бордюра к бордюру.

Чаще выполняется диагональная укладка. В любом случае монтаж брусчатки и плитки проводится сегментами по квадратному метру. Обязательно при этом правилом проверяется плоскость, с помощью деревянной или резиновой киянки корректируется положение каждого элемента. С помощью уровня проверяется технический уклон.

Завершающий этап

Плитка и брусчатка имеют обычно не строгие геометрические параметры. Поэтому пустоты между ними подлежат обязательному заполнению сухой цементной смесью. Рассыпанный по поверхности состав распределяется по швам с помощью щетки. Лучше процедуру проводить в два захода. Если дождей не предвидится, то стоянку нужно смочить по окончанию работ, что замонолитить "затирку". Когда она схватиться можно пользоваться парковочным местом. Обычно выжидается 7-14 дней, что зависит от марки цемента, времени его затвердевания.

Заключение

Монтаж дорожки и стоянки под авто из тротуарной плитки или брусчатки выполняется по одной простой технологии: формируется котлован, дренаж, минеральная подушка и выкладывается камень на ровное, плотное основание. Разница состоит в том, что парковочное место подвергается более высокой нагрузке от веса машины. Поэтому подоснова должна быть усиленной, а для отделки материал выбирается качественный, с большей толщиной.


40 13.01.2023
0