Как правильно выполнить демонтаж бордюрного камня
Бортовой камень или бордюр – это стройматериал, используемый для ограждения тротуаров, дорог, площадей, автомобильных стоянок. Поэтому для каждого вида полотна используется бордюры, различающиеся по массе и габаритам. Что, в свою очередь, требует определённых знаний по установке и демонтажу. То есть, не зная, как монтировался бортовой камень (поребрик), нельзя быстро и правильно демонтировать ограждение.
Где применяются
Существует три вида бордюров, которые используются в строительстве:
- магистральных шоссе;
- внутригородских автодорог и площадей;
- садовых дорожек и тротуаров.
Дорожный бортовой камень для ограждения и разделения поверхностей выпускается в двух вариантах – рядовой и доборный бордюр. Стандартная длина – 1 м, высота 0,3 м, ширина 0,18 м, изготавливается из конструкционного железобетона или гранита. Поэтому масса для одного человека слишком большая, чтобы заниматься демонтажом без помощника.
Особенности монтажа
Смонтированный бордюр, как правило, с двух сторон подпирает дорожная одежда – тротуар и проезжая часть. Поэтому здесь начинаются определённые трудности, из-за того что старые дороги и тротуары закатывали в асфальт. А камни монтировали на армированную бетонную подушку, шириной до 40 см. То есть, чтобы демонтировать дорожный бордюр вместе с основанием, придётся, как минимум по 30 см асфальта убирать с каждой стороны. Можно, конечно, демонтировать только поребрик и не трогать бетонную подушку, если новое ограждение устанавливать в другом месте. Так поступают, когда нужно расширить дорогу, и мешает выступающая над полотном верхняя часть.
Что нужно иметь под рукой, чтобы демонтировать бордюрное ограждение
Чтобы освободить бортовой камень вручную, там, где невозможно использовать землеройную технику, потребуется перфоратор, кувалда, лом и лопата.
- Вначале с обеих сторон бордюра снимается дорожная одежда на ширину лопаты.
- Затем вынимается грунт до бетонной подушки.
- С помощью перфоратора разрушаются стенки бетонного замка, удерживающего бордюр в вертикальном положении.
- Уперев лом в боковую стенку, камень освобождают из основания и извлекают наружу, используя специальный захват или ремень.
- Следующие камни извлекают из замков, подталкивая под торцы лом как рычаг через подставку.
Так, можно аккуратно демонтировать бордюрное ограждение в стеснённых условиях. Хотя теперь такая технология применяется редко, дорожные строители загоняют на ограждения экскаватор и удаляют бордюры вместе с грунтом и дорожным покрытием. Затем траншею засыпают щебнем, трамбуют и монтируют новое ограждение.
Демонтаж садового бордюра
Здесь, работа по силам одному человеку без помощника, потому что садовый камень имеет небольшие размеры:
- длина – 50 и 100 см;
- высота – 20 см;
- толщина – 45, 70 и 80 мм.
С одной стороны ограждения тротуарная плитка или брусчатка, с другой – грунт. Следовательно, можно демонтировать бордюры не разрушая тротуара. Для работы понадобится:
- штыковая и совковая лопата;
- стальной лом;
- тяжёлый молоток;
- зубило на ручке;
- средства защиты – перчатки, очки, закрытая обувь, рабочая одежда.
Зубило нужно для удаления бетонного замка, чтобы не использовать лом, которым можно разбить старый камень. В остальном все операции делаются по схеме – освобождение от грунта, бетонной опоры и извлечение наружу. Легко разрушимый замок в основном делают из тощего бетона, для первоначального удержания бордюра в вертикальном положении. Аккуратная работа позволит демонтировать бордюр бережно без потерь, чтобы после выбраковки использовать в другом месте.