На дорожное покрытие на портовой территории и в контейнерных терминалах оказывается интенсивное давление большими грузами, тяжелыми механизмами и специализированным транспортом. Поэтому к выбору покрытия подходят очень основательно, учитывая следующее:
- Эксплуатационное назначение
- Грунтовые и гидро-условия строительства
- Величина и частота нагрузки (вес спецтехники, частоту проездов транспорта, режим работы погрузчика повышенной грузоподъемности и т.п.)
- Наличие дорожно-строительных материалов для минимизации стоимости.
Исследования ученых, как в России, так и за рубежом, показали, что для строительства дорожных покрытий с повышенной нагрузкой нужно использовать тротуарную плитку толщиной более 100 мм. Притом в наши дни во многих терминалах используются мелкие блоки. К примеру, в 2008 году из таких блоков были вымощены портовые территории в городе Бандар-Аббас (Иран) площадью 400000 кв.м, в городе Лавик (Норвегия) площадью 60000 кв.м., в городе Фуджейра (ОАЭ) площадью 210000 кв.м. и т.д.
В 2006 году в Санкт-Петербурге на кафедре Автомобильные дороги СПбГАСУ были разработаны специальные рекомендации по обустройству дорожного покрытия для портовых территорий и терминалов с помощью искусственного камня. Данные рекомендации включали в себя инструкцию по производству строительных работ, по контролю качества. Благодаря проделанной работе были разработаны такие конструкции, которые по долговечности превышают асфальтовые в одинаковых условиях использования, они выдерживают не менее 3 лет до первого ремонта.
Рекомендации предполагают, что допустимая толщина плитки – 10 см, желаемая – 12 см. Более того, были разработаны и воплощены в жизнь конструкции, не предусматривающие создания основания из бетона.
Слои дорожного покрытия сверху вниз:
- Камень мощения
- Мелкозернистый морской песок
- Геотекстиль
- Гранитный щебень
- Георешетка
- Щебень
- Георешетка
- Морской песок
- Геотекстиль
Для территорий складов, где на покрытие воздействует большая точечная нагрузка, рекомендуется применять взаимозацепляемую плитку. Плитки с взаимозацепляемыми боковыми гранями направляют силы скольжения и качения по направлению движения, и нагрузка на основание снижается. При использовании таких элементов мощения вопрос ремонта несколько усложняется, ведь непросто вынуть один элемент из покрытия, не повредив соседний.